МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №1 С. КОРТКЕРОС"

здоровье

 

 

Жизнь современного человека в условиях научно-технического прогресса и всех сопутствующих проблем крайне сложна и многогранна. И очень нелегко в наши дни на фоне экологической и социальной напряженности, небывалого роста болезней сохранить здоровье. С раннего детства нужно начинать овладевать навыками его сохранения и укрепления.

Дошкольный возраст – время формирования физического и психического здоровья, интенсивного развития органов и функциональных систем организма. К сожалению, большинство детей, приходящих в детский сад, уже имеют «целый букет» болезней, среди которых преобладают заболевания опорно-двигательного аппарата, простудные.

Основное направление работы нашего сада – сохранение и укрепление здоровья воспитанников, но без постоянной помощи родителей нам не обойтись.

Здоровье наших детей в наших руках

Здоровье – базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
К сожалению, образ жизни и здоровье современных дошкольников отражают негативные влияния цивилизованного мира. Основная примета настоящего времени – гипокинезия – низкая двигательная активность детей, не обеспечивающая полноценного развития физиологических функций и укрепления защитных сил растущего организма. Её недостаток может привести к нарушениям осанки, плоскостопию, заболеваниям верхних дыхательных путей.

Нарушение осанки - спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность внутренних органов.
Для профилактики нарушения осанки детей в нашем детском саду за основу мы взяли общую тренировку организма ребенка: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного корсета позвоночника, улучшение функций дыхания и сердечно – сосудистой системы.

Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной – связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются и возникает плоскостопие. Стопы – опора, фундамент тела, поэтому измененная форма стопы влияет не только на её функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника, что отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.
Для профилактики плоскостопия в детском саду проводится корригирующая гимнастика. Помочь ребенку сохранить стопы здоровыми должны и родители.

Вот несколько рекомендаций:

внимание стопам нужно уделять с раннего возраста ребенка, тесные носки и колготки недопустимы;
ребенок ни в коем случае не должен донашивать обувь старших братьев и сестер;
у детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва, низкий каблук;
ребенку необходимо как можно больше двигаться, ведь малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации позвоночника и сводов стопы;
с ранних лет необходимо научить ребенка ставить ноги при ходьбе правильно;
- не стоит забывать и о пользе босохождения по различным поверхностям.

Предлагаем несколько упражнений, которые родители могут самостоятельно проводить с детьми 4 – 6 лет:

«Мишка косолапый» - ходьба на внешней стороне стопы;
«Цапля» - ходьба с высоким подниманием коленей и отведением рук в стороны;
«Канатоходцы» - ходьба по веревке, ребристой дорожке, массажным коврикам;
«Здравствуйте – до свидания» - и.п.: сидя на стуле, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на коленях – совершать движения стопами от себя и на себя;
«Поклонись» - и.п. – то же: сгибать и разгибать пальцы ног;
«Пальчики пошли гулять» - и.п. – то же: стопы поставить на пол, затем передвигать их вперед, поджимая пальцы;
«Нарисуй фигуру» - и.п. - то же: пальцами ног необходимо захватывать по одному карандашу и выкладывать из них фигуры (квадрат, треугольник и т.д.) и буквы и т.д.

Заболевания верхних дыхательных путей.

Для их профилактики мы учим детей правильному носовому дыханию, способствующему тренировке дыхательной мускулатуры, укрепляющему мышцы грудной клетки, диафрагмы, верхних конечностей, развивающему ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом, улучшающему местное кровообращение, предохраняющему от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогающему регуляции мозгового кровообращения и расслабляющему гладкую мускулатуру бронхов.

Разумеется, для развития здорового ребенка не помогут никакие физические упражнения, если в растущем организме ощущается нехватка микроэлементов и витаминов.
Основные витамины, необходимые для интенсивного развития организма:

- Витамин А. От него зависит острота зрения и восприятие цвета. Витамин повышает сопротивляемость дыхательных путей инфекциям и нужен для нормального развития костной системы. Содержится в моркови, сливочном масле, рыбьем жире, яйцах, сыре, печени, капусте, яблоках, тыкве и картофеле. Но надо помнить, что овощи, пролежавшие зиму в подвале, к весне теряют свои полезные свойства. А вот квашеные овощи сохраняют большую часть витаминов, поэтому, начиная с 2 лет можно предлагать их ребенку.

- Витамин В. Принимает участие в белковом обмене. Улучшает умственную деятельность и отвечает за зрение. Содержится в орехах, черном хлебе, рисе, бобовых и каше с отрубями.

- Витамин С. Укрепляет иммунитет, ускоряет заживление ран. Содержится в цитрусовых, петрушке, капусте, гранате, меде, отваре шиповника. Причем витамины в меде могут сохраняться на протяжении нескольких лет.

- Витамин Д. Участвует в формировании костной ткани и регуляции кальциевого и фосфорного обмена. Содержится в твороге, молоке, сливочном масле, сыре, рыбе. Чтобы витамины лучше сохранялись, рыбу стоит запекать в духовке или готовить на пару, так как при варке вода вымывает большую часть полезных веществ.

- Витамин Е. Ускоряет заживление ран, имеет противовоспалительное действие. Необходим для нормального функционирования нервной системы. Содержится в орехах, растительном масле, бобовых, петрушке.

- Витамин К. Нормализует работу желудка и кишечника, обеспечивает нормальную свертываемость крови. Содержится в яблоках, помидорах, цветной капусте, тыкве, мясе, печени.

Нелишним будет напомнить и об иммунитете – защитной способности организма противостоять всевозможным вирусам и бактериям. На иммунную систему ребенка негативно влияют следующие факторы: неблагоприятная экологическая ситуация, качество продуктов питания. Вполне возможно, что иммунитет может иметь наследственную форму и быть обусловленным врожденными свойствами организма. Иммунная система правильно формируется путем употребления в пищу продуктов, в составе которых имеются необходимые микроэлементы. Отличный способ укрепления и формирования иммунитета – плавание, начинать которое можно с любого возраста, а также ходьба босиком по мелким камням или теплому речному песку. В летний период ребенка старше 3 лет можно купать в озере или реке, но только в безопасных местах и, разумеется, под присмотром взрослых.

 

Предлагаем Вам текст игрового упражнения

«Мы становимся все выше»

 

Цель: укреплять мышечный корсет позвоночника и мышцы нижних конечностей.

Ходьба на месте на носочках с поднятыми вверх прямыми руками:

 

Мы становимся все выше.

Достаем руками крышу.

На носочки поднимись

И макушечкой тянись!

Солнце в небе высоко,

Дотянуться нелегко.

С каждым шагом

Выше, выше…

Дотянулись мы до крыши.

 

Пальчиковая игра

«Помечтаем»

Цель: развивать координацию движений и мелкую моторику.

 

Мы по глобусу шагаем,

Выполнить круговые движения кистями.

Пальцы дружно поднимаем.

Поднять пальцы вверх.

Перепрыгнули лесок.

Пальцы сжать в кулак, большие пальцы опустить вниз, «попрыгать» по столу.

На гору забрались,

Выполнить ритмичные движения по столу указательными пальцами.

Оказались в океане-

Подвигать средними пальцами в быстром темпе.

Вместе покупались.

Коснуться поверхности стола мизинцами.

Пошагали в Антарктиду,

Выполнить медленные движения безымянных пальцев по столу.

Холодно, замерзли.

Сжать и разжать кулачки.

На ракету все мы сели-

Похлопать обеими руками по поверхности стола.

В космос дружно улетели!