Жизнь современного человека в условиях научно-технического прогресса и всех сопутствующих проблем крайне сложна и многогранна. И очень нелегко в наши дни на фоне экологической и социальной напряженности, небывалого роста болезней сохранить здоровье. С раннего детства нужно начинать овладевать навыками его сохранения и укрепления.
Дошкольный возраст – время формирования физического и психического здоровья, интенсивного развития органов и функциональных систем организма. К сожалению, большинство детей, приходящих в детский сад, уже имеют «целый букет» болезней, среди которых преобладают заболевания опорно-двигательного аппарата, простудные.
Основное направление работы нашего сада – сохранение и укрепление здоровья воспитанников, но без постоянной помощи родителей нам не обойтись.
Здоровье наших детей в наших руках
Здоровье – базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
К сожалению, образ жизни и здоровье современных дошкольников отражают негативные влияния цивилизованного мира. Основная примета настоящего времени – гипокинезия – низкая двигательная активность детей, не обеспечивающая полноценного развития физиологических функций и укрепления защитных сил растущего организма. Её недостаток может привести к нарушениям осанки, плоскостопию, заболеваниям верхних дыхательных путей.
Нарушение осанки - спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность внутренних органов.
Для профилактики нарушения осанки детей в нашем детском саду за основу мы взяли общую тренировку организма ребенка: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного корсета позвоночника, улучшение функций дыхания и сердечно – сосудистой системы.
Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной – связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются и возникает плоскостопие. Стопы – опора, фундамент тела, поэтому измененная форма стопы влияет не только на её функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника, что отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.
Для профилактики плоскостопия в детском саду проводится корригирующая гимнастика. Помочь ребенку сохранить стопы здоровыми должны и родители.
Вот несколько рекомендаций:
внимание стопам нужно уделять с раннего возраста ребенка, тесные носки и колготки недопустимы;
ребенок ни в коем случае не должен донашивать обувь старших братьев и сестер;
у детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва, низкий каблук;
ребенку необходимо как можно больше двигаться, ведь малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации позвоночника и сводов стопы;
с ранних лет необходимо научить ребенка ставить ноги при ходьбе правильно;
- не стоит забывать и о пользе босохождения по различным поверхностям.
Предлагаем несколько упражнений, которые родители могут самостоятельно проводить с детьми 4 – 6 лет:
«Мишка косолапый» - ходьба на внешней стороне стопы;
«Цапля» - ходьба с высоким подниманием коленей и отведением рук в стороны;
«Канатоходцы» - ходьба по веревке, ребристой дорожке, массажным коврикам;
«Здравствуйте – до свидания» - и.п.: сидя на стуле, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на коленях – совершать движения стопами от себя и на себя;
«Поклонись» - и.п. – то же: сгибать и разгибать пальцы ног;
«Пальчики пошли гулять» - и.п. – то же: стопы поставить на пол, затем передвигать их вперед, поджимая пальцы;
«Нарисуй фигуру» - и.п. - то же: пальцами ног необходимо захватывать по одному карандашу и выкладывать из них фигуры (квадрат, треугольник и т.д.) и буквы и т.д.
Заболевания верхних дыхательных путей.
Для их профилактики мы учим детей правильному носовому дыханию, способствующему тренировке дыхательной мускулатуры, укрепляющему мышцы грудной клетки, диафрагмы, верхних конечностей, развивающему ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом, улучшающему местное кровообращение, предохраняющему от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогающему регуляции мозгового кровообращения и расслабляющему гладкую мускулатуру бронхов.
Разумеется, для развития здорового ребенка не помогут никакие физические упражнения, если в растущем организме ощущается нехватка микроэлементов и витаминов.
Основные витамины, необходимые для интенсивного развития организма:
- Витамин А. От него зависит острота зрения и восприятие цвета. Витамин повышает сопротивляемость дыхательных путей инфекциям и нужен для нормального развития костной системы. Содержится в моркови, сливочном масле, рыбьем жире, яйцах, сыре, печени, капусте, яблоках, тыкве и картофеле. Но надо помнить, что овощи, пролежавшие зиму в подвале, к весне теряют свои полезные свойства. А вот квашеные овощи сохраняют большую часть витаминов, поэтому, начиная с 2 лет можно предлагать их ребенку.
- Витамин В. Принимает участие в белковом обмене. Улучшает умственную деятельность и отвечает за зрение. Содержится в орехах, черном хлебе, рисе, бобовых и каше с отрубями.
- Витамин С. Укрепляет иммунитет, ускоряет заживление ран. Содержится в цитрусовых, петрушке, капусте, гранате, меде, отваре шиповника. Причем витамины в меде могут сохраняться на протяжении нескольких лет.
- Витамин Д. Участвует в формировании костной ткани и регуляции кальциевого и фосфорного обмена. Содержится в твороге, молоке, сливочном масле, сыре, рыбе. Чтобы витамины лучше сохранялись, рыбу стоит запекать в духовке или готовить на пару, так как при варке вода вымывает большую часть полезных веществ.
- Витамин Е. Ускоряет заживление ран, имеет противовоспалительное действие. Необходим для нормального функционирования нервной системы. Содержится в орехах, растительном масле, бобовых, петрушке.
- Витамин К. Нормализует работу желудка и кишечника, обеспечивает нормальную свертываемость крови. Содержится в яблоках, помидорах, цветной капусте, тыкве, мясе, печени.
Нелишним будет напомнить и об иммунитете – защитной способности организма противостоять всевозможным вирусам и бактериям. На иммунную систему ребенка негативно влияют следующие факторы: неблагоприятная экологическая ситуация, качество продуктов питания. Вполне возможно, что иммунитет может иметь наследственную форму и быть обусловленным врожденными свойствами организма. Иммунная система правильно формируется путем употребления в пищу продуктов, в составе которых имеются необходимые микроэлементы. Отличный способ укрепления и формирования иммунитета – плавание, начинать которое можно с любого возраста, а также ходьба босиком по мелким камням или теплому речному песку. В летний период ребенка старше 3 лет можно купать в озере или реке, но только в безопасных местах и, разумеется, под присмотром взрослых.
Предлагаем Вам текст игрового упражнения
«Мы становимся все выше»
Цель: укреплять мышечный корсет позвоночника и мышцы нижних конечностей.
Ходьба на месте на носочках с поднятыми вверх прямыми руками:
Мы становимся все выше.
Достаем руками крышу.
На носочки поднимись
И макушечкой тянись!
Солнце в небе высоко,
Дотянуться нелегко.
С каждым шагом
Выше, выше…
Дотянулись мы до крыши.
Пальчиковая игра
«Помечтаем»
Цель: развивать координацию движений и мелкую моторику.
Мы по глобусу шагаем,
Выполнить круговые движения кистями.
Пальцы дружно поднимаем.
Поднять пальцы вверх.
Перепрыгнули лесок.
Пальцы сжать в кулак, большие пальцы опустить вниз, «попрыгать» по столу.
На гору забрались,
Выполнить ритмичные движения по столу указательными пальцами.
Оказались в океане-
Подвигать средними пальцами в быстром темпе.
Вместе покупались.
Коснуться поверхности стола мизинцами.
Пошагали в Антарктиду,
Выполнить медленные движения безымянных пальцев по столу.
Холодно, замерзли.
Сжать и разжать кулачки.
На ракету все мы сели-
Похлопать обеими руками по поверхности стола.
В космос дружно улетели!
Поделиться с друзьями: